Алалия — отсутствие или ограничение способности пользоваться речью при сохранном слухе и интеллекте. Различают моторную и сенсорную алалию. Иногда наблюдается смешанная форма — сенсомоторная алалия. Моторная алалия характеризуется преимущественным недоразвитием звуковой (экспрессивной) стороны речи при достаточно сохранном её понимании. При сенсорной алалии отсутствует понимание речи, вследствие чего не происходит овладение ею.
Анартрия — нарушение артикуляции, делающее практически невозможной членораздельную речь, крайне выраженная степень дизартрии.
Асфиксия новорожденных — кислородное голодание плода во время родов.
Аутоагрессия — разновидность агрессивного поведения, при к-ром враждебные действия по каким-либо причинам (преимущественно соци¬ального характера) не могут быть обращены на раздражающий объект и направляются человеком на самого себя. Проявляется в склонности к са-моунижению, самобичеванию, иногда — в нанесении себе физических повреждений (напр., при трихотшломании), в особо тяжелых случаях -в попытках суицида (самоубийства). Характерна для лиц, страдающих невротическими и депрессивными расстройствами. Основное средство коррекции — психотерапия.
Афазия — нарушение речи, проявляющееся в полной или частичной утрате способности пользоваться языковыми средствами при сохранении функций артикуляционного аппарата и слуха.
Векслера тест — набор заданий для оценки умственных способностей, один из наиболее распространенных методов диагностики интеллекта. Разработан Д. Векслером в 1937 г. Содержит наряду с вербальными (словесными) заданиями задачи на конструирование, разгадывание лабиринтов и т.п. На основании результатов выполнения теста вычисляется коэффициент интеллекта.
Гидроцефалия — заболевание мозга, проявляющееся в накоплении ликвора в черепной полости вследствие нарушения баланса его секреции и всасывания.
Гиперактивность — комплексное нарушение поведения и познавательных процессов; проявляется не свойственными для нормального ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью, повышенной двигательной активностью.
Гипердинамический синдром — синдром двигательной расторможенности, выражающийся в чрезмерной активности, суетливости, раздражительности, неспособности к целенаправленному и организованному поведению.
Детский церебральный паралич (ДЦП) - заболевание головного мозга, при котором вследствие поражения двигательных систем мозга наблюдаются различные психомоторные нарушения. Понятие ДЦП объединяет группу двигательных расстройств, вызванных нарушениями контроля со стороны ЦНС за функциями мышц. Существует несколько форм ДЦП в зависимости от повреждения определенных систем мозга.
Дисграфия — частичное специфическое расстройство процесса письма. Наиболее тяжёлая степень этого нарушения — аграфия — полная неспособность к овладению навыкам письма.
Дислалия — нарушение произношения звуков и их сочетаний, вызванное анатомическими дефектами артикуляционного аппарата, неблагоприятными условиями развития речи либо нарушениями фонематического восприятия. Крайне выраженная форма — алалия.
Дислексия — нарушение чтения, вызванное поражением или недоразвитием речевых отделов ЦНС.
Дисфункция мозговая минимальная (ММД) — собирательный диагноз, подразумевающий нарушение функции или структуры головного мозга различного происхождения, возникающее в перинатальный период, обозначающий легкие расстройства поведения и обучения без выраженных интеллектуальных нарушений, возникающие в силу недостаточности функций центральной нервной системы, чаще всего резидуально-органической природы.
Задержка психического развития (ЗПР) особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребёнка. Может быть вызвана различными причинами.
Заикание — сложное нарушение речи, характеризующееся расстройством её ритма и плавности.
Классификация болезней международная (МКБ) — Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем — документ, используемый как ведущая статистическая и классификационная основа в здравоохранении. МКБ стала международной стандартной диагностической классификацией для всех общих эпидемиологических целей и многих целей, связанных с управлением здравоохранением. Они включают анализ общей ситуации со здоровьем групп населения, а также подсчёт частоты и распространенности болезней и других проблем, связанных со здоровьем, в их взаимосвязи с различными факторами.
Кризисы возрастные — условное наименование переходных этапов от одного возрастного периода к другому.
Логоневроз — невротическое заболевание с преимущественным поражением речевой функции. Проявляется в виде мутизма или заикания.
Логопедия — педагогическая наука, отрасль дефектологии, изучающая аномалии развития речи при нормальном слухе. Логопедия исследует природу, механизмы и проявления речевых нарушений, разрабатывает научные основы их предупреждения и преодоления средствами специального обучения и воспитания.
Медико-педагогическая комиссия (МПК) — орган, осуществляющий комплектование специальных (коррекционных) образовательных учреждений, т.е. определение места обучения и воспитания детей в зависимости от специфики и степени выраженности дефекта.
Психолог — это специалист, который занимается изучением проявлений, способов и форм организации психических явлений личности в различных областях человеческой деятельности с целью оказания психологической помощи, поддержки и сопровождения.
Ранний детский аутизм (РДА) — аномалия психического развития, состоящая главным образом в субъективной изолированности ребёнка от внешнего мира. Коррекция осуществляется посредством комплекса психотерапевтических, педагогических и медицинских воздействий. Решающая роль принадлежит мероприятиям по формированию контактов с внешним миром, смягчению эмоционального дискомфорта.
Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Искажения тембра голоса и звукопроизношения проявляются вследствие нарушения нормального участия носовой полости в голосообразовании.
Сензитивный период — этап возрастного развития ребёнка, наиболее благоприятный для освоения каких-либо видов деятельности, формирования определённых психических функций.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте. Проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность.
Сурдопедагогика — отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы воспитания и обучения детей с нарушениями слуха (неслышащих, слабослышащих, оглохших).
Умственная отсталость — стойкое необратимое нарушение психического и интеллектуального развития, которое связано с органически обусловленным недоразвитием или ранним (до трех лет) повреждением головного мозга ребенка. Признаки умственной отсталости: органическая обусловленность нарушений психического развития стойкость нарушений, их необратимость к норме нарушение преимущественно познавательной сферы ребенка.
Условно — двигательная реакция (УДР) на звук — выполнение ребенком какого — либо действия по сигналу взрослого (речевых и неречевых звуков). Звук служит сигналом к действию. Сначала условная двигательная реакция ребенка вырабатывается слухо-зрительно, далее на слух.
Эпилепсия — хроническое нервно-психическое заболевание, проявляющееся в предрасположенности организма к внезапному возникновению судорожных приступов.
Эхолалия — автоматическое повторение услышанных слов, когда вместо ответа больной повторяет обращённый к нему вопрос.